Применение низкотемпературных синтетических волокон в искусстве объёмных текстильных форм.

«Каждая новая эпоха неизменно создает новые формы и ценности…».

(архитектор Вальтер Гропиус)

В настоящее время в декоративном искусстве существует масса стилей и техник, большинство из которых изучены столь досконально, что, казалось бы, ничего нового вообразить уже нельзя. Они имеют массу повторов и прямых отсылок к тому или иному направлению, не всегда выходя на новый виток творческой мысли, и многообразие форм и материалов порой кажется почти исчерпанным. Хотя и в традиционных видах декоративного искусства каждый художник пытается в сложившемся многоголосье сказать свое слово, внести что-то особое, быть непохожим на остальных, изобрести новый язык, взглянуть на вещи с неожиданного ракурса, вероятно все же, что со временем неизбежно возникновение новых видов художественного творчества.

Очевидно, что наравне с проблематикой художественного образа в декоративно-прикладном искусстве немаловажны вопросы технологии.

В данном случае пойдет речь о текстиле, прототипом которого является войлок и искусство нетканого материала АРТ-ПРОТИС.

Войлок – это как раз та область декоративного искусства, история которой не то, чтобы недостаточно изучена, но не пользуется значительным вниманием в профессиональной художественной среде.

По сути, эволюция войлока породила совершенно уже новый материал, который занимает свое, обособленное место в искусстве и нуждается в собственном названии.

Со временем утилитарная функция с объектов художественного войлока снята. Он перестал быть шерстяным, то есть сохраняющим тепло. Войлок видоизменился со временем, в корне поменялся материал и способ его изготовления, улучшились качество и возможности производства, изменилось художественное содержание, приобретены новые функции.  Перед ним стоят иные задачи, нежели раньше, теперь они исключительно декоративные. Теперь это произведения визуального и тактильного восприятия.  Это высокотехнологичный, СИНТЕТИЧЕСКИЙ, объёмный, порой даже интерактивный, нетканый текстиль, образованный с помощью новейшего оборудования и химических технологий.

  Войлок моложе ткачества. Если историки называют возраст ткачества 20 тыс. лет, то войлок возник лишь в 5-6 тысячелетии до нашей эры. Его появление связано с одомашниванием лошади, когда люди смогли заниматься скотоводством. Войлок представляет собой сваленную шерсть, и лучше всего подходит для валяния шерсть домашних овец. Шерстяные волокна состоят из кератина и волокнистого белка, мягкие, но упругие волокна спутываются, принимая естественную амплитуду, плотно прилегают друг к другу, образовывая посредством валяния, однородное полотно, удерживающее тепло, «дышащее» и не пропускающее влагу.

В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников степей и горных скотоводов.  От Атлантического и до Тихого океана протянулся степной коридор, опоясывающий всю Евразию, на котором обитали племена кочевников. И не знали они иного дома, кроме войлочного. На войлоке спали, совершали ритуалы и религиозные таинства, шили из него одежду и обувь, тару, попоны и чепраки, мешки, делали кошмы. Войлок был гарантом их образа жизни.  Лев Гумилев в «Истории народов хунну» упоминает войлочные жилища кочевников. Войлоки скифов описывает Геродот.

Яркие протоиранские и декорированные в сюнской манере с солярной геометрией монгольские войлоки также лежат у истоков этого особого вида искусства, на сегодняшний день являющимся национальным для многих народов, к примеру, бурятов, туркменов и др.

Древнейший ковер (а вернее, полотнище шатра) из тех, что дошли до наших дней, был изготовлен из этого материала 2600 лет назад, и найден на территории Горного Алтая. Уникальнейший памятник мировой культуры дает нам ключ к пониманию далекого времени, несет особый образ «звериного стиля» декоративно-утонченного, но, вместе с тем, звонкого и лаконичного. Сколько музыки в орнаментальных мотивах - будто сквозь века доносятся топот копыт, лязг оружия, крики воинов, запахи цветов, ритуальные песнопенья красавиц!

О том, что представляют собой юрты, какими сакральными актами являлось их изготовление, о мотивах и принципах их декоративного и смыслового оформления юрт я сейчас рассказывать не буду, только скажу, что история развития техники валяния чрезвычайно интересна и многогранна, как с точки зрения истории, так и искусства.

Однако не справедливо было бы утверждать, что география войлоковаляния, ограничена степными территориями и Востоком - жители Финляндии, Австрии, Германии, Австралии, Перу также имеют давние традиции изготовления войлока и фетра, не теряющие своей актуальности и по сей день.

Способы нанесения узора у всех свои – вваливание узора, аппликация, способ инкрустации войлоком со стежкой, вышивка и даже роспись по войлоку.

Существует версия, что в Россию техника валяния пришла с монголо-татарским игом и, имея бытовое назначение, прижилась в силу климатических условий. В России войлок ручного изготовления имел довольно ограниченное применение – валенки, головные уборы и подседельники.

 Венгерский этнограф Иштван Видак, один из создателей международной Академии войлока, глубоко изучающий традиции промысла, сказал: «Чтобы делать войлок, вам не нужно ничего, кроме рук человека и шерсти. Правда, нужно еще очень много труда."

 Но времена изменились и войлок стал другим.

Труд никто не исключал, а вот руки человека во многом заменила техника, а со временем поменялась и технология.  В 19 в. появились валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти.

Как показывает история, за первичной утилитарной мотивацией следует декорирование, перерастающее в художественное творчество.

В 60-е годы XX-ого века в Европе войлок переживает художественный бум. Без сомненья этому явлению поспособствовал культовый немецкий художник Йозеф Бойс, основоположник постмодернизма. Главным материалов, им используемым, был именно войлок, на который он обратил внимание общественности, сделав его одним из художественных материалов.

Й.Бойс делал из него скульптуры: заворачивал в войлок рояль, стулья, кресла. Широкую популярность приобрело войлоковаляние в наши дни. В 1984 году Мэри Баркет была создана Международная Ассоциация Войлока. Проходят международные выставки и фестивали. Мастера сочетают тонкий шелк с шерстью, экспериментируют с вискозой. В основном натуральный войлок сегодня – это материал модельеров одежды.

В 50-е годы ХХ века в Чехии в городе Брно благодаря инициативе трех ученых института шерсти зародилось новое направление искусства - АРТ-ПРОТИС. Суть его заключается в том, что цветными волокнами составляется рисунок послойно, а затем проходит через специальную иглопробивную машину. Хотя такие машины уже существовали в то время и на них изготавливали материал для промышленных целей, однако, в художественной области это стало новшеством. Оно было быстро подхвачено и широко распространено художниками в Чехословакии, Венгрии, Югославии.

Занятие изготовления войлока из ремесла перешло в область искусства.

Если процесс валяния может осуществляться только из органических волокон: шерсть, шелк, то иглопробивная техника обрабатывает все виды волокон. Как натуральных, так и синтетических. Суть процесса в том, что машина выполняет соединение волокон с помощью специальных игл. На рыхлую текстильную основу наносится волокно, формируя композицию. Затем вбиваются вручную одной иглой волокна согласно рисунку и завершатся процесс многократным пропуском панно сквозь игольницу оборудования. В результате работы игл верхние волокна проваливаются вглубь, зацепляются с нижними и образовывают полотно.

На протяжении 20 лет я делаю художественные панно из нетканого материала, изучаю технологию и его перспективные возможности.

Отдельно к каждой работе мне приходится согласовывать с инженером режим иглопробивной машины, скорости, глубины и частоты пробивки, формы и толщины игл. Ни клей, ни другие связующие вещества не применяю.

Чесальная машина является цветовой палитрой. 9 валов со счесывающей поверхностью перемешивают волокна исходных цветов, образуя новые оттенки. Их диапазон бесконечен, в силу тонкости синтетического волокна, измеряющегося микронами. Здесь работают исключительно законы оптики.

На определенном этапе творческих поисков я полностью отказалась от шерсти и стала работать с синтетикой. С этих пор в своих работах я использую волокна и ткани - только синтетику, устойчивую к действию микроорганизмов, моли, легкую, удобную в уходе, формо- и светоустойчивую (не выгорает).

Идеальные характеристики для создания и сохранения современных настенных панно.

Будущее текстиля за синтетическими материалами, виды и возможности которых совершенствуются в мире с каждым днем.

Синтетика вошла в применение лишь в 40-е годы XX-ого века, а нейлон был изобретен в 1935 У. Карозерсом, главным химиком исследовательской лаборатории американской компании DuPont.  Но спустя менее 100 лет мы имеем высококачественные по характеристикам материалы. Они обладают высокой прочностью, теплоизолирующими, негорючими, влагоотводящими, радиозащитными свойствами, что необходимо в промышленности высоких технологий.

Исследование нетканого материала привели меня к использованию полиэфиров вторичной переработки, то есть волокон, образованных в результате перерасплава пластиковых бутылок.

Фабрики по переработке пластиковых отходов путем плавления ПЭТ в экструдере при t295*С и продавливания сквозь фильеры пластикового гранулята под давлением воздуха вырабатывают вторичные «бутылочные» волокна. Этот материал безопасен для человека, о чем свидетельствует факт хранения питьевой воды в сосудах, сделанных из данного материала. Соответственно, и художественные панно из вторичного волокна не представляют опасности.

Осенью 2018 году в рамках проекта РАХ я представила большую персональную выставку в Габоне.  90 % этой африканской страны занимают девственные леса, охрана которых является одной из основных задач населения и поддерживается программами на государственном уровне. Тема экологии и проблема переработки выброса пластиковых бутылок была рассмотрена мной через призму декоративного искусства посредствам демонстрации моих работ, сделанных из волокон вторичной переработки пластиковых бутылок, что вызвало значительный интерес к выставке.

Эти волокна практически неотличимы от первичного волокна - продукта, полученного путем синтеза полимеров, состоящих из природных низкомолекулярных веществ (C, H, O, N) в результате реакции полимеризации или поликонденсции. Полимеры синтезируют из продуктов переработки нефти, газа и каменного угля.

Меняя состав исходных продуктов (бензола, фенола, ацетилена и т.д.) можно варьировать строение и свойства синтетических полимеров и получаемых из них волокон:

полиамидных (нейлон, капрон, силон),

полиэфирных (лавсан, полиэстер, полиэфир, полипропилен),

полиакрилонитрильных (акрил, нитрон, куртель),

полиуретановых (эластан, спандекс) и др.

Именно из этих волокон и делают искусственный войлок сегодня для машиностроения, медицины, ландшафтных работ, строительной отрасли. Ежедневно в мире вырабатывается огромное количество всех эти материалов, и мы даже не замечаем, как они быстро вливаются в нашу жизнь.

Произошла почти полная замена шерстяного войлока синтетикой.

Сегодня утеплители и шумоизоляция, геотекстиль необходимый при строительстве дорог, абсорбционная продукция, медицинская и спортивная одежда, и многое другое сделано из синтетических волокнистых материалов. Они повсюду. Нарицательными и потому наиболее известными названиями стали синтепон и полиэстер. Мы не задумываемся, что синтепон, которым набиты наша подушка и куртка – тоже продукты газового конденсата - результат добычи полезных ископаемых.

Так если в нашей жизни настолько стремительно меняется вид и состав текстиля, то и в художественном мире новые технологии находят отражение.

Свои творческие работы я делаю вручную, но закрепляю по-разному. Как правило приходится буквально наугад  определять вид обработки и «нащупывать» режим работы оборудования, подходящий для конкретного панно с учетом состава, толщины волокна, цвета и других характеристик.

 Могу признаться, что настолько очарована этим видом творчества, что с тех пор, как попробовала работать в этой технике текстиля, избрала его для себя и до сих пор продолжаю восхищаться и удивляться, находя новые творческие и технологические ходы.

Исследование нетканого материала происходит абсолютно стихийно, он как бы живет сам по себе, в процессе удивляя, порой подчиняя художника, уводя за собой. Замысел автора может подвижно меняться в ходе работы. Этот материал прекрасен для людей свободных, эмоциональных, жаждущих эксперементировать.

Нетканое полотно может быть иглопробивное или термоскрепленное.

Речь идет о процессе каландрирования волокон в термостате.

Каландры были изобретены для переработки резины, но нашли широкое применение в промышленном нетканом текстиле. Продавленные между валами при воздействии горячего пара панно приобретают чуть глянцевую поверхность в результате подплавления легкоплавких волокон, изготовленных из полимеров нескольких видов.

Оболочка, как правило, обладает повышенной мягкостью и низкой температурой соединения. За счет этого может выступать в качестве связующего материала в смеси волокон. Ядро сохраняет структуру материала.

Пользуясь возможностью сочетать различные исходные материалы и техники, а именно, термоскрепляемые волокна и нетканый текстиль, я стала делать объёмные панно, рельефы и пространственные арт-объекты.

Текстиль в этом случае выходит за рамки плоскости. Оставаясь еще текстилем, имея нетканую структуру образования поверхности, он, одновременно, начинает претендовать на свою роль в направлении объёмно-пространственного искусства, скульптурного, так как форма может быть трехмерной. То есть грань между пространственным и традиционно плоскостным текстилем стирается на стыке художественных дисциплин за счет фантазии художника и технологических возможностей.

Материал столько отзывчив, что вполне может являться основополагающим и для произведений актуального искусства.

На сегодня существует только производственно-техническая литература, освещающая все аспекты нетканой синтетической технологии. С каждым годом востребованность к нетканому материалу возрастает. Но я уверена, что эта тема привлечет к себе внимание в изобразительном искусстве.

Художники имеют возможность идти в ногу со временем, осваивая интересные новые технологические решения.

Мир воображения художника, работающего в это материале бесконечен, бескрайни возможности экспериментировать, икать и находить, удивлять и удивляться, творить и радоваться освоению нового.

Как жизнь движется, а мир меняется, так и история возникновения войлока, эволюция его развития, динамика преобразований не стоит на месте.

А изменения, связанные с войлоком, говорят о живучести нетканого материала и о необходимости обмена опытом и продуктивного сотрудничества технологов и художников, практиков и теоретиков, людей науки, промышленной сферы и искусства.

Вера Занегина.